на главную

Александр
Новодворский

Художественная мастерская

 

Об авторе

СМИ

об авторе
выставки

Услуги

Галерея

Контакты


На главную

Уметь видеть красоту

В мастерской художника Александра Новодворского стоит скульптура Пушкина- уменьшенная копия памятнка поэту в Чайковском. И этот Пушкин чем то неуловимо напоминает самого Новодворского.

- А его и лепили с меня, -улыбается Александр. - Когда скульптор Анатолий Уральский получил заказ, один из моих коллег подсказал ему обрядить меня в брюки со штрипками. Мол, телосложение у нас с поэтом схожее. Бюст Пушкина, что приобрел один из предпринимателей Перми и установил в Индустриальном районе, тоже работа Уральского и тоже с Новодворской. Кстати, стоит он недалеко от мастерескойкой художника. И, проходя мимо, друзья «прототипа» иногда прикалываются: «Привет, Саня!»

Мастерская у Новодворского тоже с «приколом». По правилам ее окна должны смотреть на север, чтобы пропускать равномерный рассеянный свет. Но по недосмотру строителей они сориентированы на юг. И когда в окна заглядывает солнце, картины, пейзажи и натюрморты словно оживают. И от их жизнерадостных красок настроение поднимается само по себе.Краски в живописных работах Новодворского яркие - этакая звучная цветовая гармония цветущей природы. И на выставки его букетов-натюрмортов народ приходит как «в храм природной красоты», о чем говорят записи-отзывы.

Жизнерадостен даже пейзаж «Правый берег Камы», который будущий художник Саша Новодворский наблюдал из окна родного дома по пояс загипсованный, с переломом бедра и при костылях. Этот «космический» перелом стал поворотным в его жизни. 12 апреля 1961 года, когда по радио объявили о великом прорыве в космос, ликующий Саша помчался на урок физкультуры, а через несколько минут его уже несли на носилках через Каму со сломанной ногой. И он остро понимал, что с такой травмой на мечте о боксерской карьере можно ставить жирный крест.И сквозь марево моральной и физической боли, сквозь тряску вдруг увидел синее небо с белыми облаками. И решил: «Буду художником!»

- Полным дуралеем или человеком известным, - как определил сосед по палате, услышав, как парень вслух ругает себя после операции за то, что не выносит острой боли. Теперь без всякого «прикола» Александр отмечает в апреле «день рождения художника Новодворского». А тогда, едва распрощавшись с костылями, побежал записываться в изостудию при Пермской художественной галерее, которой руководил А. М. Демин. Затем по столам своего первого учителя поступил в Казанское художественное училище. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. И выбрал эту «неправильную» мастерскую, где прежде работал его наставник.

«Я завещаю Новодворскому Александру краски, кисти, этюды, и только ему. Все, что относится к искусству, - Саше. Пусть продолжает... Демин». Последний его наказ хранится здесь, в мастерской. Это наследие Анатолия Максимовича Александр ввел в свою картину «Размышление». На ней - икона, Ленин и текст этого завещания. Что сильнее? Вера в человека? В коммунизм? В религию? Ставились вопросы, когда на дворе был еще совсем другой общественный строй и сама их постановка считалась кощунственной.

- А когда ты почувствовал, что становишься известным? Как предрекал сосед по боль- ничной палате?

- Когда написал «Перед будущим».

От этого холста в благополучные «антиалкогольные» восьмидесятые годы вдруг повеяло тревожном пророчеством. Хотя, казалось бы, какая тревога может исходить от семейного портрета? Но она сквозит в глазах молодой женщины. В напряженной позе художника, к которому прильнула его маленькая дочка с безмятежным личиком. В тревожных тенях общего фона картины, перемежающихся с полосами света. Такое же настроение и от «Автопортрета» той поры, когда ничто еще не предвещало сегодняшних дней
- А сегодня ты пишешь совсем другое и в других тонах,
- Ожидание перемен всегда болезненнее, чем они сами. Уже все произошло. И, как бы там ни было, надо жить. И уметь видеть в жизни красоту.

Натюрморты и пейзажи. Родные, русские затрагивающие в душе какие-то очень трепетные струны. Ветки цветущей яблони простой деревенской вазе, сирень, полевые цветы... Виды Павловска, где семья художника проводит свои летние «пленэры».
- Как приедем в гости, так у родственников почти неминуемый шок. Надо, скажем, огород копать, а Саша возьмет да цветы принесет. И сидит, рисует... - рассказывает жена.

Светлый, лиричный павловский «Огород где гуляет Настя», дочь художника, столько раз пытались у него купить на выставках. Новодворский непреклонен, что совершенно непонятно современным купцам.
- Ряд работ я не продам ни за какие деньги. Столько души в них вложено. Вот уступил, «Флоксы». Так пусто без них стало. Сел и опять, для себя.
Уехала в Москву подаренная губернатору Прикамья Юрию Лужкову величавая «Земля Чердынская». У Новодворского осталась лишь репродукция. Престижно? Да. Но вот что душа...

Его творческая стезя - продолжение традиций русской реалистической школы живописи. Сегодня это не очень модно.
- Я, конечно, мог бы «производить» и «авангардизмы». Есть несколько таких работ. И отзывы в прессе были хорошие. Но вот не греют. «Измы» пусть пишетут другие. Мы интересны другим, русскостью. Эту свою «политику» лауреат областной премиимии в области литературы и искусства Александр Новодворский проводит и как заместитель я заседателя Пермского отделения Союза художников России, руководитель секции живописи.

Француз, коллекционирующий его натюрморты и пейзажи, чтобы привнести в свой дом «аромат русских полей», прислал Новодворскому фотографию. С просьбой написать с нее француский букет. Казалось бы, пиши да радуйся заказу.А цветы не свои, и контуры букета неприятны, неродные, и трава какая-то не та,и рука не поднимается взять кисть...
- И не знаю, когда возьмусь. И возьмусь ли

Возвращаясь из мастерской художника,прохожу мимо Пушкина, чей «прототип» живет рядом, в этом веке, И думаю вот о чем. Разные в жизни бывают случайности. Разные прикольные истории с прототипами. Но как важно продолжение русского в каждом из нас.

Другие статьи об авторе
На главную

Hosted by uCoz